Компания (первоначальное название ее было "Auto Avio Costruzioni")
была основана в 1939 знаменитым гонщиком и испытателем автомобилей "Alfa
Romeo" ("Альфа Ромео") Энцо Феррари. Первоначально она производила
различное оборудование для автомобилей. Сделанные компанией
автомобили выпускались под маркой "Alfa Romeo". С этой компанией у
Феррари был договор. Первый автомобиль, носящий уже собственно имя "Ferrari"
появился в 1946. Это была модель Ferrari 125, с мощным
12-цилиндровым алюминиевым двигателем, призванная воплотить в жизнь
мечту ее создателя: придать обыкновенному дорожному автомобилю
свойства гоночного без ущемления комфортабельности. В качестве
торговой марки фирмы Энцо Феррари избрал скачущего жеребца на желтом
фоне.
К концу 1947 существовали уже две модификации двигателя "Ferrari", а
его рабочий объем вырос у модели Ferrari 166 до 1995 см³. В
следующем году собственная команда "Ferrari" впервые одержала победу
в гонках Милле-Милья и Тарга-Флорио. 1949 год принес команде и новый
триумф в тех же соревнованиях, а чуть позже победу в гонке "Двадцать
четыре часа Ле-Ман".
В 1951 появляется этапная модель Ferrari 340 America с двигателем,
первоначально разработанным для Ferrari GT с рабочим объемом 4,1
литра. В 1953 году эта же машина оснащается двигателем объемом 4,5
литра и получает новое имя - Ferrari 375 America. В том же году "Ferrari"
представляет Ferrari 250 Europa, с трехлитровым двигателем.
Всего к началу 1954 Энцо Феррари выпустил около 200 своих машин в
эксклюзивно-дорожном варианте и 250 гоночных моделей. Создавая свои
дорожные автомобили, Феррари обращался к разным дизайнерским
компаниям, делая свои модели непохожими друг на друга. Но модель
Ferrari 250 GT 1954 года положила начало многолетнему и
плодотворнейшему сотрудничеству с компанией "Пининфарина", как
нельзя лучше подстроившей свои кузова к новым короткобазным шасси, у
которых ведущая задняя ось была подвешена на пружинах.
Уже модель Ferrari 250 GT выпустили не только как купе, но и
кабриолет, а появившаяся в 1959 году Ferrari 250 GT California,
производившаяся на заказ, - яркий образец открытой модели Ferrari
250 GT спортивного типа. В 1958 "Пининфарина" создала для модели
Ferrari 250 GT кузова специфически угловатой формы: эти автомобили,
оснащенные 12-цилиндровым двигателем, и внешне производили
впечатление огромной мощи, идеально послушной любым желаниям своих
владельцев.
Модели Ferrari 375 America и сменившая ее в 1956 Ferrari 410 Super
America (их было выпущено всего 14) предназначались для "сильных
мира сего": их дизайн навевал ощущение силы и уверенности в себе.
С 1957 по 1962 выпускался видоизмененный Ferrari 250 GT California с
хищно заостренным профилем и съемной крышей. Свою первую победу эта
машина одержала в гонках Tourist Trophy 1960 на трассе Гудвуд.
"Ferrari" принадлежат самые запоминающиеся машины 1960-х : 250GT в
1960 был преобразован в фастбек 250GTE с кузовом "2+2", элегантный и
пользующийся популярностью, на базе которого в 1964 был создан
Ferrari 330GT "2+2" с четырехлитровым мотором и оригинальными
"косящими" фарами. Непревзойденной осталась женственно-изящная,
стремительная Berlinetta Lusso 1962 года, развивающая скорость свыше
225 км/ч. На смену Ferrari 330GT "2+2" в 1967 пришла Ferrari 365GT
"2+2" с самобалансирующейся задней подвеской и усилителем рулевого
управления. В 1971 ее сменила более строгая в соответствии с духом
времени Ferrari 365 GT4.
В 1966 фирма разработала новый V-образный двигатель, ведущий свое
начало от гоночных моторов: 12-цилиндровый, четырехкулачковый, с
двумя распределительными валами в каждой головке цилиндров, системой
смазки с сухим картером, обеспечивший высокий крутящий момент и
гибкость, имевший мощность 300 л.с. В 1968 "Ferrari" выпустила
легендарную Ferrari 365GTB/4 Daytona, с передним расположением
4,4-литрового V-образного 12-цилиндрового двигателя, мощностью 352
л.с., развивающего сверхскорость - 282 км/ч. Эта модель, внешне
сдержанная и функциональная, является самой скоростной в мире
машиной и, безусловно, рекламная оценка ее как "лучшей в мире" не
так уж далека от истины.
В начале 1970-х появилась восхитительная Dino с центрально
расположенным двигателем производства "FIAT" - V-образным
6-цилиндровым; модель выпускалась и в 8-цилиндровом варианте, но
6-цилиндровая модель считается классической.
Модель 365GT4, или Berlinetta Boxer, 1971 года выпуска, имела много
черт гоночных автомобилей "Ferrari": ее двигатель рабочим объемом
4,4 литра мог развивать скорость 275 км/ч; расположен он был
горизонтально посредине кузова, а коробка передач для более
рационального использования внутреннего объема кузова располагалась
под мотором. Шасси также использовало опыт гоночных машин:
пространственная трубчатая рама и стальные панели кузова. На базе
Ferrari 308 GT4 делались элегантные модели с кузовами "Пининфарина";
оснащенные V-образными 8-цилиндровыми двигателями, они привлекали
внимание покупателей до начала 1980-х.
Установив горизонтальный 12-цилиндровый мотор Boxer гоночной модели
Ferrari 512 BB на Ferrari Testarossa, компания создала массивную
тяжелую машину, отвечающую самым взыскательным требованиям как
спортсменов-гонщиков так и "зведных" клиентов. Яркий броский дизайн
"Пининфарины" нес в себе квинтэссенцию рекламного духа, причем его
создатель добивался не только внешнего эффекта: ребристые боковые
воздухоприемники, нашедшие множество подражателей, служили для
подачи воздуха в боковые радиаторы, заменившие передний радиатор
Ferrari 512 BB. Технические показатели модели также были безупречны:
пятилитровый двигатель Ferrari Testarossa, с четырьмя клапанами на
цилиндр, достигал мощности 390 л.с., а его максимальная скорость -
274 км/ч.
В 1987 сам основатель компании Энцо Феррари возглавил коллектив
конструкторов, подготовивших модель F40, обозначенную как "сумма
усилий компании за годы ее существования". Свое начало F40 ведет от
GTO 1984 года и, на первый взгляд, имеет много общего с Ferrari
308GTB, однако имеет существенные технические нововведения:
турбонаддув, V-образный 8-цилиндровый двигатель продольного (а не
поперечного) расположения, установленный на трубчатой раме,
усиленной несущими панелями из кевлара, супермощность 478 л.с. - все
говорит о том, что прежней осталась только конфигурация. Кузов этой
супермодели выполнен из углеволокна и кевлара, а ее тесный салон
вполне отвечает спортивной сущности машины: в ней нет даже механизма
для регулировки сидений. Поразительные технические характеристики и
никакого комфорта вот девиз 1118-килограммовой Ferrari F40: жесткая
подвеска не поглощала дорожных неровностей, руль откликался на
каждую выбоину, а великолепный мотор демонстрировал бесконечную
мощь. Требовательный, неудержимо энергичный и привлекательный -
таким стало последнее детище основателя фирмы.
Купе Ferrari 360 Modena в 1999 "отбила" часть покупателей у более
дорогой модели Ferrari 550 Maranello и в 2000 на базе Maranello
выпущена партия Ferrari 550 Barchetta.
Автомобили компании "Ferrari", с 1969 контролировавшейся корпорацией
"FIAT", а с 1989 окончательно отошедшей к корпорации, имеют
репутацию самых дорогих в мире. Каждый из них - это легенда.
До 1981 гоночные машины "Ferrari" строились в Маранелло, с 1982
завод построил около Фиорано тестовую трассу, с инфраструктурой,
которая специализируется на разработке и производстве болидов
Формулы 1. В 1972 была построена трасса рядом с заводом. В 1988 "Ferrari"
купила трассу "Mugello" около Флоренции, перестроив ее и заменив
полотно. Сейчас это одна из лучших трасс в мире и на ней проводятся
соревнования по авто- и мотоспорту самого высокого уровня. Ее длина
5,345 м.
В 2002 модельный ряд этой марки пополнился автомобилями серии 575 М
Maranello и новым суперкаром, премьера которого состоялась на
Всемирной автомобильной выставке в Париже.